Учебный план. Перинатальная психология

Учебный план программы профессиональной переподготовки

Наименование дисциплин Общая трудоемкость По учебному плану

с использованием ДОТ

СРС, час Промежут аттест.
Аудиторные занятия, ак.час
всего из них КР
Л Пз
Введение в перинатальную психологию 5 2 2 3
Основы перинатальной психологии 34 18 12 6 16 зачет
Психология и психофизиология репродуктивной сферы 38 18 12 6 20 зачет
Основы работы перинатального психолога 8 4 4 4
Сложности в репродуктивной сфере 26 14 8 6 12 зачет
Отказ от материнства 14 8 4 4 6
Психологическое сопровождение беременности 26 14 6 8 12 зачет
Психологическое сопровождение родов 36 18 12 6 18 зачет
Психологическое сопровождение раннего послеродового периода 36 18 12 6 18 зачет
Работа с перинатальными потерями. 36 18 12 6 18 зачет
Психологическое сопровождение семьи с новорожденным 36 18 9 9 18 зачет
Психологическая поддержка в ЭКО 34 18 6 12 16
Теория дискурса 4 2 2 2
Введение в психоанализ 20 10 10 10
Теория неврозов и психозов 8 4 4 4
До-эдипальные структуры личности 8 4 4 4
Защитные механизмы психики. Сопротивление. Перенос и контрперенос. 8 4 4 4
Супервизии 47 27 27 20 Зачет
Итоговый контроль. 6 6 6 Экзамен
ВСЕГО 430 225 129 96 205

Дисциплинарное содержание программы

Введение в перинатальную психологию

Перинатология. Основные разделы. Определение перинатальной психологии. Ее становление и развитие.

Основы перинатальной психологии

Понятие перинатальной психологии. Область исследования. Направления работы. Специфика методов работы. Основные теоретические подходы к раннему развитию психики. Диадические отношения. Культурно-исторические особенности, культурные модели диадических отношений. Диагностика диадических отношений.

Психология и психофизиология репродуктивной сферы  

Взаимосвязь физиологической, телесной и психической составляющих репродуктивной сферы. Физиология репродуктивной сферы. Психофизиология репродуктивной сферы. Понятие о доминанте. Половая доминанта у женщин и мужчин, ее строение и реализация. Родительская доминанта у женщин и мужчин, ее строение и реализация. Психологическая готовность к родительству. Задачи родительства, родительские функции, родительское поведение, родительское отношение, родительская позиция. Составляющие готовности к родительству. Первичная диагностика психологической готовности к родительству, проективные методики, приемы работы.

Основы работы перинатального психолога

Организация приема в психотерапевтическом кабинете женской консультации. Особенности пациентов. Структура психотерапевтического процесса.

Сложности в репродуктивной сфере

Онтогенез репродуктивной системы. Взаимосвязь физиологической, телесной и психической составляющих репродуктивной сферы в онтогенезе репродуктивной сферы. Влияние семьи и социума на формирование материнской компетенции. Особенности формирования материнства в современном мире. Диагностика онтогенеза репродуктивной сферы. Работа с бессознательными убеждениями, ведущими к бесплодию. Выстраивание совместной работы с медицинским персоналом в отношении женщины, с диагнозом бесплодие. Разбор клинических случаев.

Отказ от материнства

Формы отказа от материнства: сознательный и неосознаваемый отказ от рождения детей. Аборт как форма отказа от материнства. Влияние аборта на психику и состояние репродуктивной сферы женщин. Стратегии переживания кризисной ситуации и формы поведения женщин в ситуации аборта. Виды и формы психологической работы с женщиной в ситуации аборта. Психологическая реабилитация женщины в ситуации аборта. Постабортный синдром. Профилактика абортов.

Психологическое сопровождение беременности

Психологические и физиологические особенности беременной женщины. Стили переживания беременности. Сложности в процессе вынашивания ребенка. Мужчина и беременность. Семейные отношения во время беременности. Подростковая беременность и раннее материнство. Поздняя беременность. Мужчина и беременность. Особенности и методы работы практического психолога.

Психологическое сопровождение родов

Физиологические и психологические изменения на этапе подготовки к родам. Задачи перинатального психолога при подготовке к родам. Виды дородовой подготовки. Психологическое сопровождение родов. Приемы психотерапии в коррекции неконструктивных установок в родах.

Психологическое сопровождение раннего послеродового периода

Физиология послеродового периода. Психология послеродового периода. Идентификация с ребенком и новым статусом матери. Осложнения в родах и раннем послеродовом периоде. Нарушения психо-эмоциональной сферы женщины после родов. Группы риска. Работа перинатального психолога роддома. Преждевременные роды, рождение детей с пороками развития. Работа с медицинским персоналом родильных домов.

Работа с перинатальными потерями

Психологическая помощь при переживании горя. Переживания горя, потери, встречи со смертью. Переживание перинатальной и репродуктивной потери. Диагностика. Особенности консультирования.

Психологическое сопровождение семьи с новорожденным

Потребности новорожденного. Основы формирования здоровой психики. Особенности развития материнской компетенции. Диада  мать – дитя, как объект психотерапевтического воздействия. Триада отец – мать – дитя. Роль мужа и отца.

Психологическая поддержка в ЭКО

План подготовки к ЭКО и другим вспомогательным репродуктивным технологиям. Сотрудничество с медицинским персоналом. Как психологическое состояние влияет на успех ЭКО. Подготовка к ЭКО и поддержка на разных этапах программы. Подготовка к новой попытке после неудачи. Как увеличить эффективность попыток ЭКО. Вопросы донорства и суррогатного материнства.

Теория дискурса

Модальности психотерапии как вид психологической защиты (рационализации). Язык и дискурс. Понятие «Дискурс». Типы дискурсов. Дискурсивный анализ. Взаимодействие языка и мышления. Влияние дискурса на формирование культурных концептов. Дискурс как инструмент формирования идентичности субъекта и S-ego. Влияние дискурса на формирование симптома. Изменение дискурсивной реальности в гипнотерапевтической работе.

Введение в психоанализ

Концепции психоанализа. Уровни функционирования сознания. Модель личности (топики Фрейда). Структура личности. Концепция психосексуального развития личности. Теория либидо. Теория базовой тревоги. Влияние тревоги на развитие личности и ее типы. Психоаналитическая концепция сопротивления, как механизма, формирующего симптом и препятствующего исцелению.

Либидо. Сексуальный объект и цель. Сексуальное влечение у невротиков. Инфантильная сексуальность. Перверсии. Различия в формировании сексуальности у мужчины и женщины. Особенности формирования эрогенных зон на женском теле. Табуированная сексуальность как причина формирования психогений.

Этапы развитие нервной трубки. Нейронная протосеть. Дорефлексивная природа базовых либидо и тревоги. Базовая тревога как основание всех неэкологических эмоций и чувств. Эволюция неэкологических эмоций и принципы их девальвации.

Теория неврозов и психозов

Особенности формирования психотического и невротического типов личности.

Доэдипальные структуры личности

Общее в терапии до-эдипальной личности. Нарциссическая структура личности: диагностика; нарушения функционирования личности; патологические черты; защитные механизмы; основные аффекты; ego; s-ego; гипноанализ нарциссической личности. Пограничная структура личности: диагностика; особенности пограничной личности; защитные механизмы; типология; гипноанализ пограничной личности.

Защитные механизмы психики. Сопротивление. Перенос и контрперенос

Направленность защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности. Основные виды и характеристика защитных механизмов. Сопротивление в психоанализе. Определение сопротивления. Сопротивление  Оно.   Сопротивление  Я   (вытеснение, перенос, вторичная выгода от болезни). Сопротивление Сверх-Я. Терапевтическое значение переноса. Перенос и альянс. Природа переноса. Значение контрпереноса в психоанализе. Контейнирование. Классификации контрпереноса.

 

Полную программу обучения можно скачать ЗДЕСЬ (PDF).