Учебный план программы профессиональной переподготовки
Наименование дисциплин | Общая трудоемкость | По учебному плану
с использованием ДОТ |
СРС, час | Промежут аттест. | ||
Аудиторные занятия, ак.час | ||||||
всего | из них | КР | ||||
Л | Пз | |||||
Введение в перинатальную психологию | 5 | 2 | 2 | 3 | ||
Основы перинатальной психологии | 34 | 18 | 12 | 6 | 16 | зачет |
Психология и психофизиология репродуктивной сферы | 38 | 18 | 12 | 6 | 20 | зачет |
Основы работы перинатального психолога | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
Сложности в репродуктивной сфере | 26 | 14 | 8 | 6 | 12 | зачет |
Отказ от материнства | 14 | 8 | 4 | 4 | 6 | |
Психологическое сопровождение беременности | 26 | 14 | 6 | 8 | 12 | зачет |
Психологическое сопровождение родов | 36 | 18 | 12 | 6 | 18 | зачет |
Психологическое сопровождение раннего послеродового периода | 36 | 18 | 12 | 6 | 18 | зачет |
Работа с перинатальными потерями. | 36 | 18 | 12 | 6 | 18 | зачет |
Психологическое сопровождение семьи с новорожденным | 36 | 18 | 9 | 9 | 18 | зачет |
Психологическая поддержка в ЭКО | 34 | 18 | 6 | 12 | 16 | |
Теория дискурса | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Введение в психоанализ | 20 | 10 | 10 | 10 | ||
Теория неврозов и психозов | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
До-эдипальные структуры личности | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
Защитные механизмы психики. Сопротивление. Перенос и контрперенос. | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
Супервизии | 47 | 27 | 27 | 20 | Зачет | |
Итоговый контроль. | 6 | 6 | 6 | Экзамен | ||
ВСЕГО | 430 | 225 | 129 | 96 | 205 |
Дисциплинарное содержание программы
Введение в перинатальную психологию
Перинатология. Основные разделы. Определение перинатальной психологии. Ее становление и развитие.
Основы перинатальной психологии
Понятие перинатальной психологии. Область исследования. Направления работы. Специфика методов работы. Основные теоретические подходы к раннему развитию психики. Диадические отношения. Культурно-исторические особенности, культурные модели диадических отношений. Диагностика диадических отношений.
Психология и психофизиология репродуктивной сферы
Взаимосвязь физиологической, телесной и психической составляющих репродуктивной сферы. Физиология репродуктивной сферы. Психофизиология репродуктивной сферы. Понятие о доминанте. Половая доминанта у женщин и мужчин, ее строение и реализация. Родительская доминанта у женщин и мужчин, ее строение и реализация. Психологическая готовность к родительству. Задачи родительства, родительские функции, родительское поведение, родительское отношение, родительская позиция. Составляющие готовности к родительству. Первичная диагностика психологической готовности к родительству, проективные методики, приемы работы.
Основы работы перинатального психолога
Организация приема в психотерапевтическом кабинете женской консультации. Особенности пациентов. Структура психотерапевтического процесса.
Сложности в репродуктивной сфере
Онтогенез репродуктивной системы. Взаимосвязь физиологической, телесной и психической составляющих репродуктивной сферы в онтогенезе репродуктивной сферы. Влияние семьи и социума на формирование материнской компетенции. Особенности формирования материнства в современном мире. Диагностика онтогенеза репродуктивной сферы. Работа с бессознательными убеждениями, ведущими к бесплодию. Выстраивание совместной работы с медицинским персоналом в отношении женщины, с диагнозом бесплодие. Разбор клинических случаев.
Отказ от материнства
Формы отказа от материнства: сознательный и неосознаваемый отказ от рождения детей. Аборт как форма отказа от материнства. Влияние аборта на психику и состояние репродуктивной сферы женщин. Стратегии переживания кризисной ситуации и формы поведения женщин в ситуации аборта. Виды и формы психологической работы с женщиной в ситуации аборта. Психологическая реабилитация женщины в ситуации аборта. Постабортный синдром. Профилактика абортов.
Психологическое сопровождение беременности
Психологические и физиологические особенности беременной женщины. Стили переживания беременности. Сложности в процессе вынашивания ребенка. Мужчина и беременность. Семейные отношения во время беременности. Подростковая беременность и раннее материнство. Поздняя беременность. Мужчина и беременность. Особенности и методы работы практического психолога.
Психологическое сопровождение родов
Физиологические и психологические изменения на этапе подготовки к родам. Задачи перинатального психолога при подготовке к родам. Виды дородовой подготовки. Психологическое сопровождение родов. Приемы психотерапии в коррекции неконструктивных установок в родах.
Психологическое сопровождение раннего послеродового периода
Физиология послеродового периода. Психология послеродового периода. Идентификация с ребенком и новым статусом матери. Осложнения в родах и раннем послеродовом периоде. Нарушения психо-эмоциональной сферы женщины после родов. Группы риска. Работа перинатального психолога роддома. Преждевременные роды, рождение детей с пороками развития. Работа с медицинским персоналом родильных домов.
Работа с перинатальными потерями
Психологическая помощь при переживании горя. Переживания горя, потери, встречи со смертью. Переживание перинатальной и репродуктивной потери. Диагностика. Особенности консультирования.
Психологическое сопровождение семьи с новорожденным
Потребности новорожденного. Основы формирования здоровой психики. Особенности развития материнской компетенции. Диада мать – дитя, как объект психотерапевтического воздействия. Триада отец – мать – дитя. Роль мужа и отца.
Психологическая поддержка в ЭКО
План подготовки к ЭКО и другим вспомогательным репродуктивным технологиям. Сотрудничество с медицинским персоналом. Как психологическое состояние влияет на успех ЭКО. Подготовка к ЭКО и поддержка на разных этапах программы. Подготовка к новой попытке после неудачи. Как увеличить эффективность попыток ЭКО. Вопросы донорства и суррогатного материнства.
Теория дискурса
Модальности психотерапии как вид психологической защиты (рационализации). Язык и дискурс. Понятие «Дискурс». Типы дискурсов. Дискурсивный анализ. Взаимодействие языка и мышления. Влияние дискурса на формирование культурных концептов. Дискурс как инструмент формирования идентичности субъекта и S-ego. Влияние дискурса на формирование симптома. Изменение дискурсивной реальности в гипнотерапевтической работе.
Введение в психоанализ
Концепции психоанализа. Уровни функционирования сознания. Модель личности (топики Фрейда). Структура личности. Концепция психосексуального развития личности. Теория либидо. Теория базовой тревоги. Влияние тревоги на развитие личности и ее типы. Психоаналитическая концепция сопротивления, как механизма, формирующего симптом и препятствующего исцелению.
Либидо. Сексуальный объект и цель. Сексуальное влечение у невротиков. Инфантильная сексуальность. Перверсии. Различия в формировании сексуальности у мужчины и женщины. Особенности формирования эрогенных зон на женском теле. Табуированная сексуальность как причина формирования психогений.
Этапы развитие нервной трубки. Нейронная протосеть. Дорефлексивная природа базовых либидо и тревоги. Базовая тревога как основание всех неэкологических эмоций и чувств. Эволюция неэкологических эмоций и принципы их девальвации.
Теория неврозов и психозов
Особенности формирования психотического и невротического типов личности.
Доэдипальные структуры личности
Общее в терапии до-эдипальной личности. Нарциссическая структура личности: диагностика; нарушения функционирования личности; патологические черты; защитные механизмы; основные аффекты; ego; s-ego; гипноанализ нарциссической личности. Пограничная структура личности: диагностика; особенности пограничной личности; защитные механизмы; типология; гипноанализ пограничной личности.
Защитные механизмы психики. Сопротивление. Перенос и контрперенос
Направленность защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности. Основные виды и характеристика защитных механизмов. Сопротивление в психоанализе. Определение сопротивления. Сопротивление Оно. Сопротивление Я (вытеснение, перенос, вторичная выгода от болезни). Сопротивление Сверх-Я. Терапевтическое значение переноса. Перенос и альянс. Природа переноса. Значение контрпереноса в психоанализе. Контейнирование. Классификации контрпереноса.