Учебный план программы профессиональной переподготовки

Учебный план программы «Клинический психоанализ»

Наименование дисциплин Общая трудоемкость По учебному плану СРС, час  
Аудиторные занятия, ак.час Промежут аттест.
всего из них  
Л Пз КР
Теория дискурса 64 28 12 16 36  
Введение в психоанализ 64 28 12 16 36  
Теория либидо, теория базовой тревоги, этиология и патогенез 64 28 12 16 36 Зачет
Доэдипальные структуры личности 64 28 12 16 36  
Метапсихология 64 28 12 16 36  
Введение в перинатальную психологию 64 28 12 16 36  
Теория психосексуального развития 64 28 12 16 36  
Формирование мужского и женского 64 28 12 16 36  
Этика 64 28 12 16 36  
Теория объектных отношений 64 28 12 16 36  
Теория привязанности 64 28 12 16 36  
Психоаналитическое консультирование с парами (семейное консультирование). 64 28 12 16 36  
Введение в нейропсихологию 64 28 12 16 36  
Психоаналитическая диагностика 92 40 16 24 52  
Психоаналитическая теория сновидений 56 24 8 16 32  
Психоаналитическая концепция психозов 64 28 12 16 36  
Пограничные состояния 64 28 12 16 36  
Психоанализ женского 64 28 12 16 36  
Супервизии 128 48   48 80  
ИТОГО 1300 560 216 344 740  
Итоговый контроль. Экзамен. 6 6        

Дисциплинарное содержание программы

Теория дискурса. Модальности психотерапии как вид психологической защиты (рационализации). Язык и дискурс. Понятие «Дискурс». Типы дискурсов. Дискурсивный анализ. Взаимодействие языка и мышления. Структурная лингвистика. Влияние дискурса на формирование культурных концептов. Дискурс как инструмент формирования идентичности субъекта и S-ego. Влияние дискурса на формирование симптома. Слово и внушение. Изменение дискурсивной реальности в гипнотерапевтической работе.

Введение в психоанализ (теория личности). Концепции психоанализа. Уровни функционирования сознания. Модель личности (топики Фрейда). Структура личности. Инстанции психики – s-ego, ego, id. Концепция психосексуального развития личности. Либидо. Сексуальный объект и цель. Сексуальное влечение у невротиков. Различия в формировании сексуальности у мужчины и женщины. Комплекс Эдипа и комплекс Электры. Инфантильная сексуальность. Особенности формирования эрогенных зон на женском теле. Табуированная сексуальность как причина формирования психогений.

Теория либидо. Либидо как конверсия базовой тревоги. Типы либидо: нозальный, оральный, тактильный, анальный, генитальный. Дорефлексивная природа либидо.

Теория базовой тревоги. Этапы развитие нервной трубки. Нейронная протосеть. Дорефлексивная природа базовой тревоги. Базовая тревога как основание всех неэкологических эмоций и чувств. Эволюция неэкологических эмоций. Влияние тревоги на развитие личности и ее типы.

Этиопатогенез психогений. Аффект и его последствия. Формирование означающего аффекта в раннем инфантильном или перинатальном периоде. Психологический триггер. Эволюция означающего аффекта в симптом. Симптом как безопасная форма демонстрации означающего аффекта.

Доэдипальные структуры личности. Общее в терапии до-эдипальной личности. Нарциссическая структура личности: диагностика; нарушения функционирования личности; патологические черты; защитные механизмы; основные аффекты; ego; s-ego; психоаналитическая диагностика нариссизма; гипноанализ нарциссической личности. Пограничная структура личности: диагностика; особенности пограничной личности; защитные механизмы; типология; психоаналитическая диагностика пограничной структуры личности; гипноанализ пограничной личности.

Метапсихология. Изучение основных концепций Метапсихологии Фрейда: (влечения, либидо, психическая энергия, вытеснение, репрезентация, аффект, бессознательное).

Первая теория влечений. Подробное изучение работы Фрейда «Влечения и их судьбы» (1915). Принцип удовольствия-неудовольствия. Эротические и агрессивные влечения.

Вторая теория влечений. Подробное изучение работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Травматические неврозы, понятие навязчивого повторения, влечение к жизни – влечение к смерти.

Первая топика. Подробное изучение работы Фрейда «Бессознательное» (1915). Отношения между Бессознательным, предсознательным и сознанием. Принцип удовольствия-неудовольствия. Принцип реальности.

Вторая топика. Подробное изучение работы «Я и ОНО» (1923). Понятие психической структуры.

Формирование бессознательных процессов каждого человека в его перинатальном периоде. Материнство и отцовство, как часть личностной сферы человека. Что такое родительство. Для чего ребенку родители. Составляющие готовности к родительству. Родительская компетентность. Беременность: действующие лица.

Физическое и психическое развитие плода. Влияние матери на плод. Гармоничное развитие. Триместры беременности. Особенности эмоциональных переживаний беременной и влияние их на плод. Абсолютная зависимость  ребенка от матери. Общение матери и плода. Особенности развития  девочки в женщину-мать этапы развития. Мотивы зачатия.

Роды. Что такое роды. Начало родительства. Участники родов. Помощники. Природная бессознательная подготовка к родам. Ребенок в родах. Роды изнутри. Матрицы Грофа. Мама в родах.

Послеродовый период. Эмоциональное благополучие. Основные состояния ребенка после рождения. Потребности младенца: физические и психоэмоциональные. Бессознательные методы вовлечения мамы в себя. Доношенные и недоношенные дети: особенности. Основные принципы материнского поведения.

Послеродовое состояние женщины. Физические изменения. Идентификация с ребенком и новым статусом матери. Грудное вскармливание. Столкновение ожиданий и реальности. Послеродовый невроз. Послеродовая депрессия.

Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев группы риска.  Бондинг – интуитивная связь. Формирование варианта привязанности. Недоношенные дети. Матери группы риска.  Дети группы риска. Страхи матери за ребенка. Травма потери ребенка во время беременности и новорожденности. Физическая и символическая потери. Замещающий ребенок.

Психологический перинатальный период. Основные цели ребенка в 1-ый год жизни. Развитие младенца в 1-ый год жизни по месяцам по Л.С.Выготскому.

Теория психосексуального развития. Психосексуальность: становление и историческое развитие теории. Источники теории: клинический опыт и опыт самоанализа З. Фрейда. Теория травмы. Отказ от теории травмы и переход к теории влечений.

Концепция стадий (фаз) психосексуального развития. Общая характеристика стадий психосексуального развития. Догенитальная организация либидо. Оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная фазы развития сексуальности. Аутоэротизм и объект любви. Понятие фиксации и регрессии. Этиология перверсий и неврозов. Роль прегенитальных фиксаций и регрессии в формировании психопатологических расстройств. Оральный эротизм. Анально-эротические фиксации. Понятие орального и анального характера. Эдипов комплекс. Первоначальные взгляды Фрейда. Влечение к родителю противоположного пола, внутрисемейная борьба за него, ревность и фантазии устранения конкурента, попытки соблазнения объекта любви. Инцестуозный запрет: в развитии цивилизации, в индивидуальном развитии. Кастрационный комплекс, кастрационная тревога и ее компенсация. Эдипова ситуация. Эдипов комплекс как ядро неврозов. Эдипов комплекс у мужчин и женщин. Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Развитие и разрешение Эдипова комплекса у мальчиков — Варианты разрешения Эдипова комплекса у девочек.

Формирование мужского и женского. Половое развитие: теоретический обзор. Понятие половая идентичность. Ядерная половая идентичность. Поло-ролевая идентичность. Сексуально-партнерская ориентация. Формирование половой идентичности мужчин.  Формирование половой идентичности женщин. Расстройства половой и сексуальной идентичности. Критерии инфантильной сексуальности. Критерии зрелой сексуальности. Проявления нормальной сексуальности у мужчин. Проявления нормальной сексуальности у женщин. Отличие женской и мужской сексуальности. Понятие первесии. Характеристика перверсии. Мужская гомосексуальность. Женская гомосексуальность.

Этика. Истоки формирования психоаналитической этики, исторический экскурс и современное состояние. Границы и их нарушения в контексте клинической практики. Обзор современных морально-этических кодексов и их обоснование. Важность и актуальность профессиональной психоаналитической этики и ее отличие от других модальностей.

Теория объектных отношений. Общая характеристика дисциплины. Основные термины и определения: «объект», «объектные отношения», «триангуляция в раннем детстве», «межличностные отношения» и др. Основания объектной психологии в концепциях основателя классического психоанализа З.Фрейда. Развитие ранних объектных отношений в теории М. Кляйн. Развитие объектных отношений и констелляция защитных процессов у младенца (расщепление и проективная идентификация). Понятия «позиция», «хороший» и «плохой» , «внешний и внутренний» объекты в концепции М.Кляйн. Подход А.Фрейд к исследованию объектных отношений ребенка. Концепция «линий развития» в работах А.Фрейд. Особенности и своеобразие психоаналитических взглядов А. Фрейд и М. Кляйн на психическое развитие ребенка. Понятия «переходного объекта» и «переходного пространства» в работах Д.В.Винникотта. Исследования ранних объектных отношений на первом году жизни в работах Р.Шпица. Установление либидинозного объекта, предтечи объектов, основные организаторы психики (социальная улыбка, тревога восьмимесячных, жесты «да» и «нет» и др.). Роль ранней коммуникации в диаде «мать-дитя» на последующее развитие ребенка. Теория сепарации-индивидуации М.Малер и ее влияние на понимание и исследование объектных отношений в раннем и позднем детстве. Взгляд теории сепарации-индивидуации на диагностику нормального и отклоняющегося развитие в детском возрасте. Стадии становления и развития либидинозного объекта: взаимосвязь концепций Р.Шпица и М.Малер. Понятия монадных, диадных и триадных объектных отношений. Развитие объектных отношений в латентном и подростковом возрасте. Отклонения и нарушения объектных отношений в раннем возрасте. Неправильные и недостаточные отношениям между ребенком и матерью. Нарушения у младенца, вызванные эмоциональной депривацией. Анаклитическая депрессия на первом году жизни. Развитие «госпитализма» у младенцев – полная эмоциональная депривация. Различные формы переживания ребенком отвержения со стороны первичных объектов – младенческие психосоматические расстройства.        

Теория привязанности. Общая характеристика теории привязанности. Понятие «установление эмоциональных связей», «привязанность», «поведение привязанности», «привязывающие модели поведения», «рабочие модели» объекта привязанности. Влияние ранней депривации на психическое развитие младенца. Особенности привязанности у детей, воспитывающихся в интернатах и домах ребенка. Понятие «госпитализм» и «анаклитическая депрессия». Основные фазы привязанности. Этологический подход к исследованию ребенка (Д.Бойлби). Исследования человеческой привязанности со времен Д.Боулби и до настоящего времени (исследования Р.Харлоу, Р.Спитца, М.Эйнворт, М.Мэйн, П.Фонаги и др).  Паттерны привязанности (М Эйнвордт): надежная, ненадежная, амбивалентная модели привязанности. Факторы риска нарушенных взаимоотношений привязанности. Создание и разрушение эмоциональных связей. Расстройства привязанности детского возраста. Рабочие модели привязанности для детей и взрослых.   Взаимосвязь патологии и нарушений привязанности.       

Психоаналитическое консультирование с парами (семейное консультирование). Введение в курс семейное консультирование.

Введение в психоанализ (теория личности). Концепции психоанализа. Теория объектных отношений, как основа психоаналитической работы в пано-семейном консультировании. Теория привязанности. Психопаталогия парно-семейных отношений. Организация парно-семейного консультирования. Теоретические основы парно-семейное консультирования и практические методы позитивных изменений в парном взаимодействии. Принципы и особенности работы с типичными проблемами в парно-семейном консультировании. Жизненные циклы семьи. Основные фазы парных отношений. Анализ семейных сценариев и межпоколенных проблем методом генограммы. Конфликты. Внешние и внутренние источники конфликтности в паре.

Введение в нейропсихологию. Что такое мозг и его общая структура. Этапы формирования отделов, их структура и функциональное взаимодействие. Довербальное развитие младенца. Формирование вербальной личности. Нейрофизиология формирования долговременной памяти. Процесс образования симптома человека.

Психоаналитическая диагностика. Значение психоаналитической психодиагностики для определения вида психоаналитической психотерапии. Понятие нормы. Понятие структуры. Невротические структуры. Нарушения личности. Психозы, психотический уровень нарушений. Психоаналитическое понимание пограничных (border-line) расстройств. Диагностические показатели для проведения экспрессивной или поддерживающей психоаналитической психотерапии. Психоаналитическое интервью. Начало психотерапии. Психоаналитический сеттинг. Анализ сопротивления и защит. Перенос и контрперенос.

Психоаналитическая теория сновидений. Исторические предпосылки. Введение в сомнологию. Значение сновидения. Функции сновидения. Манифестное и латентное содержание сновидения. Сновидение как бессознательное исполнение желания. Работа сновидения. Механизмы работы сновидения: смещение, сгущение, вторичная переработка содержания сновидения. Дневные остатки как источник сновидения. Роль цензуры как подавление инфантильных сексуальных желаний. Роль символов в сновидении. Первичные и вторичные ментальные процессы. Функции травматического сновидения. Методика толкования сновидений.

Психоаналитическая концепция психозов. Психозы в современной психиатрии. Психаналитический подход  З. Фрейда в понимании психоза на примере: случай Шрейбера, человек с волками, человек с крысами, печаль и меланхолия. Психоаналитический подход Ж. Лакана в  понимании психоза. Психозы в подходе К. Абрахама. Некоторые положения о психозе Кляйн и Винникотта. Понимание психотических эпизодов у невротических, пограничных и нарциссических пациентов. Социальные формы психозов. Этиология психотической организации личности.

Психоаналитическая психотерапия при пограничном расстройстве личности. Клиническая оценка состояния. Структурное интервью. Описание пограничной патологии со структурной точки зрения с позиции объектных отношений. Сочетание структурного подхода с поведенческим и нейрокогнетивным функционированием клиентов. Развитие психотерапии, фокусированной на переносе (ТФП). Стратегии ТФП. Установление ясных условий психотерапии. Базовые техники, используемые в ТФП. Тактики, которые использует психоаналитик для подготовки почвы и грамотного применения техник. Проблемы, которые возникают на разных этапах ТФП, а также прогрессивные изменения, происходящие в клиентах. Траектории изменений в ТФП.

Психоанализ женского. Концепция женственности в теории З.Фройда. Психосексуальное развитие женщины. Женский  Эдипов комплекс и варианты разрешения для девочек. Комплекс кастрации. Взгляды других авторов на женское: сторонники и оппозиционеры теории Фройда. Современные концепции женского в рамках французской школы психоанализа.  Роль матери и отношений с первичным объектом в становлении женщины. Роль отца. Отказ от женского: причины, признаки, варианты проявлений.