Учебный план профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование 2024-2026»
Наименование дисциплин | Общая трудоемкость | По учебному плану с использованием ДОТ | СРС, час | Промежут. аттестация | |||
Аудиторные занятия, ак.час | |||||||
всего | из них | КР | |||||
Л | Пз | Видео-лекции | |||||
Введение в психологическое консультирование | 7 | 4 | 4 | 0 | 0 | 3 | |
Общая психология | 70 | 28 | 12 | 16 | 0 | 42 | |
Методология научного знания | 36 | 12 | 0 | 4 | 8 | 24 | |
Сравнительная психология | 41 | 16 | 8 | 8 | 0 | 25 | |
Основы психодиагностики | 54 | 16 | 0 | 4 | 12 | 38 | |
Клиническая психология и патопсихология | 134 | 64 | 32 | 32 | 0 | 70 | |
Основы психолингвистики | 44 | 16 | 8 | 8 | 0 | 28 | |
Основы перинатальной психологии | 71 | 32 | 16 | 16 | 0 | 39 | |
Возрастная психология | 10 | 4 | 0 | 2 | 2 | 6 | |
Профессиональная этика и организационно-правовые основы профессиональной деятельности | 10 | 4 | 0 | 2 | 2 | 6 | |
Профессиональная мотивация и профилактика профессионального выгорания | 60 | 24 | 16 | 8 | 0 | 36 | |
Психосоматика и соматопсихика | 74 | 32 | 16 | 16 | 0 | 42 | |
Основы нейропсихологии | 70 | 32 | 16 | 16 | 0 | 38 | |
История психологии и современные направления психологии | 75 | 32 | 16 | 16 | 0 | 43 | |
Психологическое консультирование | 34 | 16 | 16 | 0 | 0 | 18 | |
Психологическое консультирование семьи и пары | 62 | 32 | 16 | 16 | 0 | 30 | |
Введение в психоанализ | 68 | 32 | 8 | 24 | 0 | 36 | |
Групповая психотерапия и психологически тренинг | 50 | 20 | 8 | 12 | 0 | 30 | |
Кризисное консультирование | 56 | 24 | 16 | 8 | 0 | 32 | |
Практикум по психологической диагностике | 60 | 22 | 0 | 20 | 2 | 38 | |
Практика по психологическому консультированию | 64 | 44 | 0 | 44 | 0 | 20 | |
Супервизии групповые | 56 | 36 | 0 | 36 | 0 | 20 | |
Научно-исследовательская работа | 94 | 8 | 0 | 8 | 0 | 86 | Зачет с оценкой |
ВСЕГО | 1300 | 550 | 208 | 316 | 26 | 750 | |
Итоговый контроль. | 6 | 6 | 6 | 0 | 0 | Экзамен |
Дисциплинарное содержание программы
Введение в психологическое консультирование. Психологическое консультирование и психотерапия. Психолог, психотерапевт, психиатр – отличия, сфера деятельности, методы работы.
Общая психология. Общая психология как наука. Понятие «психика». Формы проявления психики. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Мышление и речь. Мышление и регуляция. Эмоционально-волевые процессы. Эмоции и мотивация. Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. Уровни психического реагирования.
Методология научного знания. Научное исследование в психологии. Методы исследования. Написание научной работы.
Сравнительная и эволюционная психология. Психика как предмет психологии. Возникновение психики. Эволюция психики. Развитие психики человека в антропогенезе. Специфика психики человека.
Основы психодиагностики. Психодиагностика как наука. Выборка. Психодиагностические шкалы. Корреляция и казуалность. Надежность и валидность. Опросники и тесты. Цели психологического тестирования. Опрос и реальное поведение.
Практикум по психологической диагностике. Позиция психолога. Подготовка к проведению диагностики. Диагностический материал. Написание заключения и характеристики. Этические нормы. Заключение для гражданского суда.
Клиническая психология и патопсихология. Эволюционно ожидаемые условия жизни человека. Нарушения как адаптация. Феномен, симптом, синдром, болезнь. Внутренняя и внешняя картина болезни. Типология реакции на болезнь. Ятрогенные заболевания. Зависимость (аддикция).
Физиологическая и психологическая норма и патология. Психопатология и патопсихология. Уровни психических расстройств. Множественная личность. Неврозы. Симптомы психозов. Шизофрения. Эпилепсия. Психопатия. Когнитивные расстройства. Патопсихология детского возраста.
Основы психолингвистики. Психолингвистика как наука. Сигнальные системы животных. Знаковые системы. Нейропсихология речи. Онтогенез речи и языка. Освоение чтения и письма. Отражение картины мира в речи. Роль речи взрослого в формировании психики ребенка. Язык как основа психологического консультирования.
Основы перинатальной психологии. Перинатология. Сфера деятельности перинатального и репродуктивного психолога. Перинатальные проблемы. Особенности психологической работы во время беременности. Проблемы диадических отношений. Проблемы детско-родительских отношений.
Возрастная психология. Формирование личности в онтогенезе. Факторы определяющие психическое развитие. Жизненный путь человека как личности. Возрастная периодизация психического развития.
Профессиональная этика и организационно-правовые основы профессиональной деятельности. Договор. Особенности терапевтического контракта. Этические нормы в раоте психолога. Консультирование очное и онлайн.
Профессиональная мотивация и профилактика профессионального выгорания. Мотивация профессиональной деятельности. Оплата труда психолога. Продвижение психологических услуг. Профилактика профессионального выгорания психолога.
Психосоматика и соматопсихика. Физиологические аспекты психологии. Психофизиология. Физиология психосоматики. Психосоматические теории и модели.
Основы нейропсихологии. Основные принципы строения мозга. Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система. Локализация психических функций в коре головного мозга. Межполушарная асимметрия. Клиническая нейропсихология.
История психологии и современные направления психологии. Истоки научной психологии. Современная история психологии. Психологические направлении.
Психологическое консультирование. Психологическое консультирование и психотерапия. Личность и роль психолога. Начало контакта с клиентом. Встреча. Завершение встречи. Эффективность психологической работы. Работа психолога консультанта.
Психологическое консультирование семьи и пары. Исторические базы семейного консультирования. Методологическая база и концепции семейного консультирования. Профессиональная этика в семейном консультировании.
Психоаналитический подход в семейном консультировании, основанный на теории объектных отношений. Механизм проективной идентификации, основы объектных отношений по М. Кляйн. Интернализация. Экстенализация. Неудовлетворенные базовые потребности. Нарушенная привязанность. Проективная идентификация в супружеском взаимодействии.
Семейное консультирование. Базовые понятия семейного консультирования. Цель. Содержание. Предмет работы. Психопатология парных отношений: понятие «нормальных» и «нарушенных» отношений. Функциональная и гармоничная семья. Психологические задачи брака. Семейные кризисы. Заключение контракта. Этапы работы.
Методы стимулирования позитивных изменений в семейной динамике. Трудности парной терапии: специфика парного сопротивлении, конфликт интересов, проблема нейтральности Анализ семейных сценариев и межпоколенных проблем методом генограммы. Методы и методики стимулирования позитивных изменений в семейной динамике. Разбор кейса.
Введение в психоанализ. Концепции психоанализа. Уровни функционирования сознания. Модель личности (топики Фрейда). Структура личности. Концепция психосексуального развития личности. Теория либидо. Теория базовой тревоги. Влияние тревоги на развитие личности и ее типы. Психоаналитическая концепция сопротивления, как механизма, формирующего симптом и препятствующего исцелению.
Либидо. Сексуальный объект и цель. Сексуальное влечение у невротиков. Инфантильная сексуальность. Перверсии. Различия в формировании сексуальности у мужчины и женщины.
Базовая тревога как основание всех неэкологических эмоций и чувств. Эволюция неэкологических эмоций и принципы их девальвации.
Теория неврозов и психозов. Особенности формирования психотического и невротического типов личности.
Доэдипальные структуры личности. Общее в терапии до-эдипальной личности. Нарциссическая структура личности: диагностика; нарушения функционирования личности; патологические черты; защитные механизмы; основные аффекты; ego; s-ego; гипноанализ нарциссической личности. Пограничная структура личности: диагностика; особенности пограничной личности; защитные механизмы; типология; гипноанализ пограничной личности.
Защитные механизмы психики. Сопротивление. Перенос и контрперенос. Направленность защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности. Основные виды и характеристика защитных механизмов. Сопротивление в психоанализе. Определение сопротивления. Сопротивление Оно. Сопротивление Я (вытеснение, перенос, вторичная выгода от болезни). Сопротивление Сверх-Я. Терапевтическое значение переноса. Перенос и альянс. Природа переноса. Значение контрпереноса в психоанализе. Контейнирование. Классификации контрпереноса.
Групповая психотерапия и психологический тренинг. Терапевтические факторы групповой работы. Виды групп. Состав и сплоченность группы. Этапы работы группы. Ведущий группы. Создание тренинга.
Кризисное консультирование. Кризисные, чрезвычайные и экстремальные ситуации. Экстренная психологическая помощь. Переживание горя: этапы, диагностические маркеры, психологическая помощь. Нарушения процесса горевания.