Учебный план «Психологическое консультирование 2024-2026»

Учебный план профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование 2024-2026»

Наименование дисциплинОбщая трудоемкость

По учебному плану

с использованием ДОТ

СРС, часПромежут. аттестация

Аудиторные

занятия, ак.час

всегоиз нихКР
ЛПзВидео-лекции
Введение в психологическое консультирование744003 
Общая психология70281216042 
Методология научного знания361204824 
Сравнительная психология411688025 
Основы психодиагностики5416041238 
Клиническая психология и патопсихология134643232070 
Основы психолингвистики441688028 
Основы перинатальной психологии71321616039 
Возрастная психология1040226 
Профессиональная этика и организационно-правовые основы профессиональной деятельности1040226 
Профессиональная мотивация и профилактика профессионального выгорания6024168036 
Психосоматика и соматопсихика74321616042 
Основы нейропсихологии70321616038 
История психологии и современные направления психологии75321616043 
Психологическое консультирование3416160018 
Психологическое консультирование семьи и пары62321616030 
Введение в психоанализ6832824036 
Групповая психотерапия и психологически тренинг5020812030 
Кризисное консультирование5624168032 
Практикум по психологической диагностике6022020238 
Практика по психологическому консультированию6444044020 
Супервизии групповые5636036020 
Научно-исследовательская работа94808086Зачет с оценкой
ВСЕГО130055020831626750 
Итоговый контроль.66 600Экзамен

Дисциплинарное содержание программы

 

Введение в психологическое консультирование. Психологическое консультирование и психотерапия. Психолог, психотерапевт, психиатр – отличия, сфера деятельности, методы работы.

Общая психология.  Общая  психология как наука. Понятие «психика». Формы проявления психики. Познавательные процессы: ощущение, восприятие,  внимание, память, воображение, мышление. Мышление и речь. Мышление и регуляция. Эмоционально-волевые процессы. Эмоции и мотивация. Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. Уровни психического реагирования.

Методология научного знания. Научное исследование в психологии. Методы исследования. Написание научной работы.

Сравнительная и эволюционная  психология. Психика как предмет психологии. Возникновение психики. Эволюция психики. Развитие психики человека в антропогенезе. Специфика психики человека.

Основы психодиагностики. Психодиагностика как наука. Выборка. Психодиагностические шкалы. Корреляция и казуалность. Надежность и валидность. Опросники и тесты. Цели психологического тестирования. Опрос и реальное поведение.

Практикум по психологической диагностике. Позиция психолога. Подготовка к  проведению диагностики. Диагностический материал. Написание заключения и характеристики.  Этические нормы. Заключение для гражданского суда.

Клиническая психология и патопсихология. Эволюционно ожидаемые условия жизни человека. Нарушения как адаптация. Феномен, симптом, синдром, болезнь. Внутренняя и внешняя картина болезни. Типология  реакции на болезнь. Ятрогенные заболевания. Зависимость (аддикция).

Физиологическая и психологическая норма и патология. Психопатология и патопсихология. Уровни психических расстройств. Множественная личность. Неврозы. Симптомы психозов. Шизофрения. Эпилепсия. Психопатия. Когнитивные расстройства. Патопсихология детского возраста.

Основы психолингвистики. Психолингвистика как наука. Сигнальные системы животных. Знаковые системы. Нейропсихология речи. Онтогенез речи и языка. Освоение чтения и письма. Отражение картины мира в речи. Роль речи взрослого в формировании психики ребенка. Язык как основа психологического консультирования.

Основы перинатальной психологии. Перинатология. Сфера деятельности перинатального и репродуктивного психолога. Перинатальные проблемы. Особенности психологической работы во время беременности. Проблемы диадических отношений. Проблемы детско-родительских отношений.

Возрастная психология. Формирование личности в онтогенезе. Факторы определяющие психическое развитие. Жизненный путь человека как личности. Возрастная периодизация психического развития.

Профессиональная этика и организационно-правовые основы профессиональной деятельности. Договор. Особенности терапевтического контракта. Этические нормы в раоте психолога. Консультирование очное и онлайн.

Профессиональная мотивация и профилактика профессионального выгорания. Мотивация профессиональной деятельности. Оплата труда психолога. Продвижение психологических услуг. Профилактика профессионального выгорания психолога.

Психосоматика и соматопсихика. Физиологические аспекты психологии. Психофизиология. Физиология психосоматики. Психосоматические  теории и модели.

Основы нейропсихологии.  Основные принципы строения мозга. Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система. Локализация психических функций в коре головного мозга. Межполушарная асимметрия. Клиническая нейропсихология.

История психологии и современные направления психологии. Истоки научной психологии. Современная история психологии. Психологические направлении.

Психологическое консультирование. Психологическое консультирование и психотерапия. Личность и роль психолога. Начало контакта с клиентом. Встреча. Завершение встречи. Эффективность психологической  работы. Работа психолога консультанта.

Психологическое консультирование семьи и пары. Исторические базы семейного консультирования. Методологическая база и концепции семейного консультирования. Профессиональная этика в семейном консультировании.

Психоаналитический подход в семейном консультировании, основанный на теории объектных отношений. Механизм проективной идентификации, основы объектных отношений по М. Кляйн. Интернализация. Экстенализация. Неудовлетворенные базовые потребности. Нарушенная привязанность. Проективная идентификация в супружеском взаимодействии.

Семейное консультирование. Базовые понятия семейного консультирования. Цель. Содержание. Предмет работы. Психопатология парных отношений: понятие «нормальных» и «нарушенных» отношений. Функциональная и гармоничная семья. Психологические задачи брака. Семейные кризисы. Заключение контракта. Этапы работы.

Методы стимулирования позитивных изменений в семейной динамике. Трудности парной терапии: специфика парного сопротивлении, конфликт интересов, проблема нейтральности Анализ семейных сценариев и межпоколенных проблем методом генограммы. Методы и методики стимулирования позитивных изменений в семейной динамике. Разбор кейса.

Введение в психоанализ. Концепции психоанализа. Уровни функционирования сознания. Модель личности (топики Фрейда). Структура личности. Концепция психосексуального развития личности. Теория либидо. Теория базовой тревоги. Влияние тревоги на развитие личности и ее типы. Психоаналитическая концепция сопротивления, как механизма, формирующего симптом и препятствующего исцелению.

Либидо. Сексуальный объект и цель. Сексуальное влечение у невротиков. Инфантильная сексуальность. Перверсии. Различия в формировании сексуальности у мужчины и женщины.

Базовая тревога как основание всех неэкологических эмоций и чувств. Эволюция неэкологических эмоций и принципы их девальвации.

Теория неврозов и психозов. Особенности формирования психотического и невротического типов личности.

Доэдипальные структуры личности. Общее в терапии до-эдипальной личности. Нарциссическая структура личности: диагностика; нарушения функционирования личности; патологические черты; защитные механизмы; основные аффекты; ego; s-ego; гипноанализ нарциссической личности. Пограничная структура личности: диагностика; особенности пограничной личности; защитные механизмы; типология; гипноанализ пограничной личности.

Защитные механизмы психики. Сопротивление. Перенос и контрперенос. Направленность защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности. Основные виды и характеристика защитных механизмов. Сопротивление в психоанализе. Определение сопротивления. Сопротивление  Оно.   Сопротивление  Я   (вытеснение, перенос, вторичная выгода от болезни). Сопротивление Сверх-Я. Терапевтическое значение переноса. Перенос и альянс. Природа переноса. Значение контрпереноса в психоанализе. Контейнирование. Классификации контрпереноса.

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Терапевтические факторы групповой работы. Виды групп. Состав и сплоченность группы.  Этапы работы группы. Ведущий группы. Создание тренинга.

Кризисное консультирование. Кризисные, чрезвычайные и экстремальные ситуации. Экстренная психологическая помощь. Переживание горя: этапы, диагностические маркеры, психологическая помощь. Нарушения процесса горевания.