Учебный план профессиональной переподготовки «Работа с парами психоаналитический подход 2024-2025»
Наименование дисциплин | Общая трудо-емкость | По учебному С использованием | СРС, час | |||
Аудиторные занятия, ак.час | ||||||
всего | из них | |||||
Л | С | Пз | ||||
1. Введение в курс семейное консультирование. | 64 | 32 | 16 | 16 | 0 | 32 |
2. Введение в психоанализ. Теория психосексуального развития. | 64 | 32 | 16 | 16 | 0 | 32 |
3.Теория объектных отношений, как основа психоаналитической работы в парно-семейном консультировании. | 64 | 32 | 16 | 16 | 32 | |
4.Психопатталогия парных отношений. Психологические задачи брака. | 64 | 32 | 16 | 8 | 8 | 32 |
5. Организация и этапы работы в парно-семейном консультировании. | 64 | 32 | 16 | 8 | 8 | 32 |
6.Теоретические основы парно-семейное консультирования и практические методы работы. | 64 | 32 | 16 | 4 | 12 | 32 |
7. Принципы и особенности работы с типичными проблемами в парно-семейном консультировании. | 64 | 32 | 16 | 4 | 12 | 32 |
8. Жизненные циклы семьи. Основные фазы парных отношений. | 64 | 32 | 16 | 8 | 8 | 32 |
9. Анализ семейных сценариев и межпоколенных проблем методом генограммы.. | 64 | 32 | 16 | 16 | 32 | |
10. Конфликты. Внешние и внутренние источники конфликтности в паре. | 64 | 32 | 16 | 8 | 8 | 32 |
ИТОГО | 696 | 348 | 156 | 192 | 348 | |
Итоговый контроль. Экзамен. | 6 |
Дисциплинарное содержание программы
- Введение в курс семейное консультирование.
Историческая база. Методологическая основа работы в психоаналитическом подходе парно-семейном консультирования. Правило конфиденциальности к клиническому материалу. Основные понятия, составляющие основу парно-семейного консультирования. Теоретические основы семейного консультирования. Психодинамические концепции как теоретическая основа в парно-семейном консультировании. Задачи специалиста. Что специалист пытается изменить. Клинические принципы. Требования к клиенту. Неизменяемые факторы. Внутриличностные конфликты. Виды парно-семейного консультирования. Виды работы (способы воздействия) парно-семейного психолога.
- Введение в психоанализ (теория личности). Концепции психоанализа. Уровни функционирования сознания. Модель личности (топики Фрейда). Стадии психосексуально-го развития. Концепция стадий (фаз) психосексуального развития. Общая характеристика стадий психосексуального развития. Оральная, анальная, фаллическая, латентная и гени-тальная фазы развития сексуальности. Эдипов комплекс. Первоначальные взгляды Фрейда. Влечение к родителю противоположного пола, внутрисемейная борьба за него, ревность и фантазии устранения конкурента, попытки соблазнения объекта любви. Теория развития ребенка А. Фрейд.
- Теория объектных отношений, как основа психоаналитической работы в пано-семейном консультировании. Теория привязанности.
Теория объектных отношений М. Кляйн. Теория личности Р. Фейрнберна. Проективная идентификация в парных отношениях. Парных отношениях.
Теория привязанности Общая характеристика теории привязанности. Влияние ранней депривации на психическое развитие младенца. Основные фазы привязанности. Этологический подход к исследованию ребенка (Д.Бойлби). Исследования человеческой привязанно-сти со времен Д.Боулби и до настоящего времени (, Р.Спитца, М.Эйнворт,. Паттерны привязанности (М Эйнвордт): надежная, ненадежная, амбивалентная модели привязанности. Факторы риска нарушенных взаимоотношений привязанности. Создание и разрушение эмоциональных связей. Рабочие модели привязанности для детей и взрослых. Взаимосвязь патолоии и нарушений привязанности. Дж. Боулби. Нарушенные базовые потребности и их последствия во взаимодействии супружеской пары. Деззадаптивные паттерны во взаимодейтвии супружеской пары. Упражнение «Фокус на неудовлетворенные потребности». Разбор кейса. Шерринг.
- Психопаталогия парно-семейных отношений.
Новые тенденции и вызовы современного брака. Основные проблемы современной семьи. Что такое «здоровая семья». Функциональный брак. Гармоничный брак. Психопаталогия парных отношений. Психологические задачи брака. Стили взаимодействия супружеской пары. Методика моделирования ситуации. Мастер-класс. Шерринг.
- Организация парно-семейного консультирования.
Этические аспекты семейного консультирования. Контракт. Сеттинг. Этапы терапевтической работы. Цели. Содержание. Предмет работы и задачи. Этапы работы Напряжение- как основной симптом. Первичное интервью. Цели. Вопросы первичного интервью. Методы стимулирования позитивных изменений в паре.
- Теоретические основы парно-семейное консультирования и практические методы позитивных изменений в парном взаимодействии.
Теория и методы работы. Парный запрос. Работа с парным запросом. Работа с конфликтным запросом. Технология перевода индивидуальных жалоб в цель. Мишени работы с парой. Основные фазы жизненного цикла пары. ЭФТ в парно-семейном консультировании. Теория и практика. Упражнение «Когда мы неладим». Упражнение «Танго». Шерринг. Разбор кейса.
- Принципы и особенности работы с типичными проблемами в парно-семейном консультировании.
Принципы работы с парой. Работа с парой — конфликт интересов, проблема нейтральности. Виды интервью. Технология циркулярного интервью. Определение терапевтических мишеней. Разбор кейса. Мастер-класс.
- Жизненные циклы семьи. Основные фазы парных отношений.
Семейные кризисы. Кризис рождения ребенка. Семейный диагноз. Типы дисфункцио-нальных семей. Невротические отношения. Схема терапия (Дж. Янг). Шеринг. Разбор кейса.
- Анализ семейных сценариев и межпоколенных проблем методом генограммы.
Метод генограммы Мюррея Боуэна.
Системно динамическое интервью по семейной генограммме. Отработка метода гено-граммы на практических занятиях внутри группы.
- Конфликты. Внешние и внутренние источники конфликтности в паре.
Ресурсы в парно-семейном консультировании Развод. Основания для развода. Работа с парой и семьей в ситуации развода. Измена. Работа с изменой. Напряжение- как основной симптом. Разбор кейса. Шерринг.