Учебный план «Работа с парами психоаналитический подход»

Учебный план профессиональной переподготовки «Работа с парами психоаналитический подход 2024-2025»

 

Наименование дисциплинОбщая трудо-емкость 

По учебному
плану

С использованием
ДОТ

СРС, час
 Аудиторные
занятия,
ак.час
всего из них
ЛСПз
1. Введение в курс семейное консультирование.64321616032

2. Введение в психоанализ. Теория

психосексуального развития.

64321616032
3.Теория объектных отношений, как основа психоаналитической работы в парно-семейном консультировании.643216 1632
4.Психопатталогия парных отношений. Психологические задачи брака.6432168832
5. Организация и этапы работы в парно-семейном консультировании.6432168832
6.Теоретические основы парно-семейное консультирования и практические методы работы.64321641232
7. Принципы и особенности работы с типичными проблемами в парно-семейном консультировании.64321641232
8. Жизненные циклы семьи. Основные фазы парных отношений.6432168832
9. Анализ семейных сценариев и межпоколенных проблем методом генограммы..643216 1632
10. Конфликты. Внешние и внутренние источники конфликтности в паре.6432168832
ИТОГО696348156 192348
Итоговый контроль. Экзамен.6

 

Дисциплинарное содержание программы

 

  1. Введение в курс семейное консультирование.

Историческая база. Методологическая основа работы в психоаналитическом подходе парно-семейном консультирования. Правило конфиденциальности к клиническому материалу.   Основные понятия, составляющие основу парно-семейного консультирования. Теоретические основы семейного консультирования. Психодинамические концепции как теоретическая основа в парно-семейном консультировании. Задачи специалиста. Что специалист пытается изменить.  Клинические принципы. Требования к клиенту. Неизменяемые факторы. Внутриличностные конфликты. Виды парно-семейного консультирования. Виды работы (способы воздействия) парно-семейного психолога.

  1. Введение в психоанализ (теория личности). Концепции психоанализа. Уровни функционирования сознания. Модель личности (топики Фрейда). Стадии психосексуально-го развития. Концепция стадий (фаз) психосексуального развития. Общая характеристика стадий психосексуального развития. Оральная, анальная, фаллическая, латентная и гени-тальная фазы развития сексуальности. Эдипов комплекс. Первоначальные взгляды Фрейда. Влечение к родителю противоположного пола, внутрисемейная борьба за него, ревность и фантазии устранения конкурента, попытки соблазнения объекта любви. Теория развития ребенка А. Фрейд.
  1. Теория объектных отношений, как основа психоаналитической работы в пано-семейном консультировании. Теория привязанности.

Теория объектных отношений М. Кляйн. Теория личности Р. Фейрнберна. Проективная идентификация в парных отношениях. Парных отношениях.

Теория привязанности Общая характеристика теории привязанности. Влияние ранней депривации на психическое развитие младенца. Основные фазы привязанности. Этологический подход к исследованию ребенка (Д.Бойлби). Исследования человеческой привязанно-сти со времен Д.Боулби и до настоящего времени (, Р.Спитца, М.Эйнворт,.  Паттерны привязанности (М Эйнвордт): надежная, ненадежная, амбивалентная модели привязанности. Факторы риска нарушенных взаимоотношений привязанности. Создание и разрушение эмоциональных связей. Рабочие модели привязанности для детей и взрослых. Взаимосвязь патолоии и нарушений привязанности. Дж. Боулби. Нарушенные базовые потребности и их последствия во взаимодействии супружеской пары. Деззадаптивные паттерны во взаимодейтвии супружеской пары. Упражнение «Фокус на неудовлетворенные потребности». Разбор кейса. Шерринг.

  1. Психопаталогия парно-семейных отношений.

Новые тенденции и вызовы современного брака. Основные проблемы современной семьи.  Что такое «здоровая семья». Функциональный брак. Гармоничный брак. Психопаталогия парных отношений.  Психологические задачи брака. Стили взаимодействия супружеской пары. Методика моделирования ситуации. Мастер-класс. Шерринг.

  1. Организация парно-семейного консультирования.

Этические аспекты семейного консультирования. Контракт. Сеттинг. Этапы терапевтической работы. Цели. Содержание. Предмет работы и задачи. Этапы работы Напряжение- как основной симптом. Первичное интервью. Цели. Вопросы первичного интервью. Методы стимулирования позитивных изменений в паре.

  1. Теоретические основы парно-семейное консультирования и практические методы позитивных изменений в парном взаимодействии.

Теория и методы работы. Парный запрос. Работа с парным запросом. Работа с конфликтным запросом. Технология перевода индивидуальных жалоб в цель. Мишени работы с парой. Основные фазы жизненного цикла пары. ЭФТ в парно-семейном консультировании. Теория и практика. Упражнение «Когда мы неладим». Упражнение «Танго».  Шерринг. Разбор кейса.

  1. Принципы и особенности работы с типичными проблемами в парно-семейном консультировании.

Принципы работы с парой. Работа с парой — конфликт интересов, проблема нейтральности. Виды интервью. Технология циркулярного интервью. Определение терапевтических мишеней. Разбор кейса. Мастер-класс.

  1. Жизненные циклы семьи. Основные фазы парных отношений.

Семейные кризисы. Кризис рождения ребенка. Семейный диагноз. Типы дисфункцио-нальных семей. Невротические отношения. Схема терапия (Дж. Янг).  Шеринг. Разбор кейса.

  1. Анализ семейных сценариев и межпоколенных проблем методом генограммы.

Метод генограммы Мюррея Боуэна.

Системно динамическое интервью по семейной генограммме. Отработка метода гено-граммы на практических занятиях внутри группы.

  1. Конфликты. Внешние и внутренние источники конфликтности в паре.

Ресурсы в парно-семейном консультировании Развод. Основания для развода. Работа с парой и семьей в ситуации развода. Измена. Работа с изменой.  Напряжение- как основной симптом. Разбор кейса. Шерринг.